Рынок замороженного теста России: Кризис приводит к структурным сдвигам
Продукты быстрого приготовления 5 декабря 2016Фото:
© maksheb / Bigstockphoto
Снижение платежеспособного спроса подталкивает потребителей покупать
тесто, а не замороженные хлебопродукты, следует из исследования
В двух сегментах российского
рынка замороженного теста и хлебобулочных полуфабрикатов сегодня наблюдаются
разнонаправленные тенденции. Увеличившись в 2015 году на 3,6%, потребление
замороженного теста в России в 2016-м вырастет на 3,6% (оценка Индексбокс). В
свою очередь, на рынке хлебобулочных полуфабрикатов ускорится спад – с 1,5% в
2015 году до 2% в 2016-м.
Причиной структурного сдвига на рынке является спад реальных доходов населения, в 2015 году составивший 4,3%, а по итогам первых десяти месяцев 2016-го – 5,3% (данные Росстата). Из-за снижения платежеспособного спроса покупатели все больше отдают предпочтение наиболее дешевому продукту рынка – тесту, из которого можно в домашних условиях делать выпечку. Потребление же в более дорогостоящем сегменте полуфабрикатов падает – как из-за более высокой доли импорта, так и из-за снижения продаж в секторе общественного питания и гостиничного хозяйства (здесь и далее - HoReCa).
Однако в силу низкой развитости
рынка хлебобулочных фабрикатов темпы его спада в ближайшие годы будут
оставаться умеренными, полагают аналитики Индексбокс: экспансия федеральных ритейлеров в регионах позволит
увеличить охват потребителей.
В
силу относительной «молодости» рынка замороженного теста и хлебобулочных
полуфабрикатов для него характерен высокий уровень консолидации. На долю пяти
крупнейших производителей, локализованных в Москве, Санкт-Петербурге и
прилегающих к ним областях, приходится подавляющая часть общероссийского
выпуска продукции, отмечает Виктор Демин, начальник отдела продаж Центрального
филиала ООО «Торговый Дом «ТАЛОСТО». Позиции же региональных производителей,
несмотря на их многочисленность, остаются слабыми.
К числу крупнейших в России
производителей замороженного теста и хлебобулочных полуфабрикатов можно
отнести: ООО «МОРОЗКО» (Московская, Ленинградская, Белгородская области), ЗАО «ТАЛОСТО»
(Санкт-Петербург, Ленинградская область) ООО «ФАЦЕР» (Москва и Санкт-Петербург),
ОАО «КБК «ЧЕРЕМУШКИ» (Москва), ООО «ЛАНТМАННЕН ЮНИБЕЙК» (Московская область),
ООО «МЕЖДУНАРОДНАЯ ХЛЕБОПЕКАРНАЯ КОРПОРАЦИЯ» (Республика Марий Эл), ООО
«КОМБИНАТ ПОЛУФАБРИКАТОВ СИБИРСКИЙ ГУРМАН» (Новосибирск), ООО «ВАЛЕНТАЙН» (Москва)
и др.
За
2017-2019 гг. реальные доходы населения вырастут на 1,5%, следует из прогноза
Минэкономразвития. Частичное восстановление платежеспособного спроса приведет
к увеличению продаж
горячего хлеба и выпечки в торговых точках и сфере HoReCA, считают аналитики Индексбокс. В этой связи в ближайшие
три года среднегодовые темпы прироста потребления замороженного теста составят
3,7%, а хлебобулочных фабрикатов – 2,4%.
Источник: Исследование потребителей замороженного теста. Покупательское поведение и предпочтения