Российский рынок керамической плитки и керамогранита в 2017 году вырос на 8%
Сантехника и керамика 10 июля 2018Российский рынок керамической плитки и керамогранита, вопреки сдержанным прогнозам в 2017 году вырос на 8% и достиг 193,9 млн кв. м. Ключевым фактором, определившим увеличение спроса на отделочные материалы, стало изменение потребительского поведения: несмотря на отсутствие роста доходов, потребитель устал откладывать жизнь «на потом» в ожидании улучшений и начал отказываться от сберегающей модели поведения, самостоятельно повышая качество жизни. Одним из первых шагов в этом направлении стало улучшение жилищных условий, то есть проведение ремонтов.
Объем предложения на рынке керамической плитки и керамогранита в 2013 – 2017 гг., млн кв. м
Объем российского рынка керамической плитки и керамогранита
Основной объем предложения формируется продукцией российского производства, доля которой в 2017 году составила 74,8% в натуральном выражении. Импорт керамической плитки и керамогранита на территорию РФ осуществляют такие страны-производители, как Беларусь, Украина, Испания, Италия, Китай, Польша, Турция, Чехия и Германия.
Структура рынка керамической плитки и керамогранита по происхождению в 2013 – 2017 гг., в натуральном выражении
Структура рынка керамической плитки и керамогранита
Структура рынка примерно в равном соотношении сформирована керамической плиткой (для стен и полов) и керамогранитом, на которые в 2017 году пришлось 52% и 48% в натуральном выражении соответственно. Важно отметить, что керамогранит постепенно вытесняет с рынка напольную плитку, т.к. благодаря повышенной прочности и долговечности является более предпочтительным отделочным материалом.
Структура рынка керамической плитки и керамогранита по видам продукции в 2013 – 2017 гг., в натуральном выражении
2017 год отметился не только ростом потребления керамической плитки, но и сформировал новые тренды, которые будут определять развитие рынка в ближайшие годы.
Прежде всего, покупатель стал более требователен к качеству продукции и ее внешнему виду, отдельное внимание уделяя качеству обслуживания и процессу сопровождения продаж.
В свою очередь, изменения в потребительском поведении стимулируют участников рынка оперативно реагировать: производители презентуют новые коллекции, внедряют новые форматы и дизайнерские решения. Так, взамен настенной плитки формата 20*30 и напольной 30*30, на рынок выводятся увеличенные форматы керамогранита.
Новым трендом 2017 года, который продолжается и в 2018 году, является не только внедрение больших форматов керамогранита, но и расширение числа коллекций, имитирующих натуральные строительные материалы. Особенно выгодным решением является керамогранит, имитирующий натуральный камень, который весьма востребован среди крупных гостиничных сетей, ресторанов и бизнес-центров, т.к. его использование подчеркивает премиальное позиционирование объекта при относительно невысокой стоимости по сравнению с натуральным камнем.
Специалисты Индексбокс отмечают, что внедрение новых коллекций и форматов привело к сокращению на рынке доли продукции низкого (до 300 руб./кв. м) и средне-низкого (300-600 руб./кв. м) ценовых сегментов. Движение в высокие ценовые сегменты участники рынка напрямую связывают с сокращением доли керамической плитки в пользу керамогранита и развитием производства крупных форматов. Однако, производители не считают целесообразным полностью отказываться от недорогой продукции. Наиболее сбалансированным считается product mix, который предусматривает выпуск продукции различных ценовых сегментов – от «эконома» до «высокого среднего».
Расширение ассортимента и выпуск керамогранита больших форматов стали возможны благодаря внедрению новых технологий. Во многом это является вынужденной мерой в ответ на вызовы рынка. Повышение требований со стороны потребителей требует использования новых покрытий и глазури, улучшения качественных характеристик плитки, таких как прочность, износостойкость, долговечность. Для решения этих задач устанавливаются новые прессы, способные обрабатывать сырье под повышенным давлением.
Наиболее перспективным продуктом на рынке считается широкоформатный тонкий керамогранит, однако в настоящее время потребитель с ним практически не знаком, а строители не имеют опыта работы с такой продукцией. В этой связи, как производителям, так и дистрибьюторам необходимо сконцентрировать усилия на политике продвижения: выпускать информационные материалы, активно привлекать дизайнеров и архитекторов и др.
Рынок керамической плитки и керамогранита: Прогноз развития
Позитивные итоги и текущая активность участников могут сформировать новый устойчивый базис развития керамического рынка в ближайшей перспективе с темпами прироста на уровне 3-4%. При этом ожидается постепенное изменение конфигурации рыночного предложения: дальнейшее замещение керамической плитки керамогранитом в сегменте напольных покрытий и развитие направления «фасадный керамогранит».
Источник: Рынок керамической плитки и керамогранита. Маркетинговое исследование